Сейчас интернет наполнен множеством статьей, очерков и новостей, рассказывающих о серьёзных изменениях в правилах дорожного движения и связанных с ними законодательных документах. И чуть ли не самое большое внимание приковано к законотворческому проекту, изменяющему штраф за тонировку уже с 2017 года, который был внесён на рассмотрение ещё в предыдущем году.
Такой интерес вполне понятен, ведь несоответствие светопропускной способности стёкол автомобиля всегда было одной из самых распространённых причин претензий со стороны автоинспекторов. Более того, несмотря на множественные изменения правил тонировки, внесённые в последние несколько лет, огромное число владельцев автомобилей продолжало затемнять лобовые и боковые стёкла, что указывало на несостоятельность регулирующих механизмов в этом вопросе. Но чтобы подробно проанализировать возможные изменения 2017 года, необходимо вспомнить реалии современного законодательства, затрагивающего этот вопрос.
Текущие нормативы
На данный момент законодательство довольно мягко относиться к любителям тонированных автомобилей. Если инспектор дорожного движения визуально обнаруживает на дороге авто с затемнёнными стёклами, то это даёт ему полное право на остановку транспортного средства. После этого производиться процедура замера уровня светопропускной способности лобового и боковых стёкол, и если он не соответствует действующему техническому регламенту, то это является фактическим доказательством, на основании которого составляет протокол.
Согласно пункта 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях наказанием за нарушение такой нормы становиться небольшой штраф в 500 рублей. В этой же статье сказано, что правонарушителю выносится предупреждение о необходимости приведения транспортного средства в соответствии с правилами техрегламента (удаление тонировки) в 10-дневнй срок.
Если же водитель не захочет привести свой тонированный автомобиль к действующим нормам, или не успеет сделать это за 10 дней, или не захочет/не успеет оплатить штраф в установленный законом срок, то тут уже начинает действовать статья 20.25 Административного Кодекса, а именно пункт 1. За такое пренебрежительное отношение к требованиям органов власти, на водителя может быть наложены в два раза больший штраф – 1000 рублей, а также в некоторых отдельных случаях (например, регулярные нарушение правил дорожного движения) даже оформлен административный арест сроком до 15 суток.
Особенности регламента, регулирующего уровень тонировки
Все показатели, которым должны соответствовать стёкла любого автотранспорта содержаться в ГОСТ 32565-2013, который вступил в силу относительно недавно – в первый день 2015. Его интересной особенностью является тот факт, что параметр светопропускающей лобовых стёкол способности в нём был снижен с 75% до 70%. Такое незначительное изменение было вызвано объективными обстоятельствами, связанным с производством автомобильного стекла и тонировочных плёнок.
Дело в том, что только выплавленное стекло для авто ни при каких обстоятельствах не может быть полностью прозрачным, то есть на 100% пропускать свет. В среднем этот параметр колеблется в пределах 85%. Вместе с этим самая «лёгкая» тонировка также не может пропускать более 90% поступающего света. В результате нормы устаревшего регламента, в которые внёс изменения законопроект 2015 года, были практически неисполнимы, так как новенькое стекло и не менее новая плёнка могли дать только: 85 * 90 = 76% светопропускающей способности, то есть всего на 1% превышало минимальные требования правил. В результате погрешность, вызванная неточной калибровкой измерительного инструмента или неблагоприятными погодными условиями могла привести к штрафу даже для того водителя, который по факту придерживался существующих норм.
Отметка же в 70% выводит из зоны действия закона большое количество водителей, имеющих слабую тонировку. Среди других требований ГОСТ 32565-2013 следует отметить и такие пункты, как:
Тонировка лобового стекла может превышать предел в 75%, но только в том случае, если она располагается на его верхней части в виде узкой полоски, ширина которой рассчитывается по специальной формуле. Для большинства автотранспортных средств ширина затемняющей полосы составит 14 см.
- Боковые стёкла, находящиеся в прямой зоне обзор водителя, также не должны быть затонированы сильнее, чем на 70%
- При условии наличия обоих зеркал заднего вида, стекла в задней части авто (над багажником и в задней паре боковых дверей) могут быть полностью непрозрачными.
Замечание. Зеркальная тонировка, которая в солнечный день может представлять большую опасность для участников дорожного движения, полностью запрещена.
В заключении необходимо сказать, что потенциальный штраф за тонировку, вводимый в 2017 году, который предусматривает новый закон, не затрагивает технический регламент, описанный выше.
Будет ли изменено наказание за неправильную тонировку в 2017 году?
Обеспокоенность автолюбителей в 2017 году действительно вызвано реальными действиями Государственной думы РФ. Зимой прошлого года в ней началось активное обсуждение возможности ужесточение наказания за нарушения правил тонировки автомобилей. Эта тема является довольно щепетильной и затрагивает интересы многих граждан, поэтому парламентарии любят зарабатывать на ней политические очки и в очередной раз попадать в СМИ. На этот раз идеологом изменений стал Вячеслав Лысаков, входящий в «Единую Россию» и являющий заместителем председателя думского комитета по госстроительству и законодательству.
Его предложение было рассмотрено тем же комитетом, в результате чего после некоторых доработок тот был рекомендован для парламентского рассмотрения в первом чтение. Стоит отметить тот факт, что парламентарий, политическая карьера которого всегда была связана с интересами автомобилистов, изначально предлагал более жёсткие меры. Например, лишение водительских прав за повторное нарушение.
Однако после комитетских корректировок предусматривается только увеличение штрафа 1500 рублей, а за повторное нарушение – 5 тыс. рублей.
Но несмотря на рекомендации профильного комитета штраф за тонировку с 1 января 2017 года остаётся неизменным, то есть по-прежнему составляет 500 рублей. Предложенные изменения могут вступить в силу ещё не скоро, так как сначала должно состояться рассмотрение всеми парламентариями, и даже если закон будет принят, то его вступление в силу может растянуться на год.
Кстати, против законопроекта уже выступило несколько видных политических сил. Одной из первых выразило своё негативное отношения партия ЛДПР, члены которой считают, что тонировка является даже полезной, так как не позволяет ворам рассмотреть ценные вещи в салоне автомобиля. К отрицательной оценке потенциальных изменений пришли и парламентарии Кабардино-Балкарской республики, которые не стали конкретно мотивировать своё решение, а сослались лишь на чрезмерную жёсткость таких регулирующих мер.